Интервью с преподавателем года 2018: «Есть множество грантов, которые помогут учителю»

Александр Жук, учитель информатики запорожской спецшколы «Джерело», что в детстве терпеть не мог школу, как дети учили его сурдопедагогике и устроили флешмоб в честь его победы

— Александр, расскажите, как вы попали в проект «Учитель года»?

— Этот конкурс проходит в 20 странах мира. Финалисты имеют право участвовать в образовательном форуме в Дубае. Для участия необходимо было вовремя заполнить анкету, которая состояла из микро-историй: «Моя история жизни», «Как я стал учителем», «Достижения мои и моих учеников». В этом году от Украины подали заявки 1915 учителей.

Следующий этап отбора проходил независимыми оценщиками в трех городах — Киев, Одесса и Львов. Волонтеры (студенты, школьники, работники других сфер) оценивали анкеты участников по 5-бальной системе. Так определили топ-50 анкет. Их отправили в шесть различных педагогических учреждений Украины. Там специалисты-профессионалы сформировали топ-10 анкет, и вот уже эта «десятка» лидеров приехала во Львов. Там, в одной из школ, каждый учитель из десятки должен был провести тренинг, мастер-класс и самопрезентацию.

— Что оказалось самым сложным?

— Пройти формат «открытых уроков». Тему организаторы давали буквально за 40 минут до звонка на урок! За нами наблюдали 9 членов жюри, в числе которых были и дети (они оценивали работу педагога с точки зрения ученика). Потом нас привезли в Киев на награждение. Уже в столице мы один день потратили на примерку нарядов для церемонии в одном из столичных театров.

— Дресс-код был суровый?

— Нас одели во фраки, женщин — в вечерние платья. Кто выиграл, мы еще не знали. По мере вручения номинаций «Выбор сердца», «Приз зрительских симпатий» мне становилось не по себе: ощущение было, что останусь ни с чем. Интересно, что пока объявляли результаты, художник на сцене рисовал портрет победителя. И когда на холсте стали угадываться черты моего лица, я все понял….

— Ваши ощущения?

— Мне вдруг захотелось в школу, к своим ученикам. Я почувствовал, как по ним соскучился! Вспомнил, как дотянул до последнего дня подачи заявок, как ученики меня уговаривали… Стало так тепло внутри. Захотелось сказать огромное спасибо каждому из детей!

Портрет победителя. Имя финалиста объявляли живописною. Фото: из архива А. Жука

— Удалось сказать «спасибо» детям?

— Да я вообще дар речи потерял, когда у входа в школу ученики и учителя устроили танцевальный флешмоб в мою честь! А потом мы ели торт.

— А что дает победа в «Учителе года», кроме форума в Дубае?

— Мы обязуемся популяризировать профессию учителя. А это, как вы знаете, дело не из легких. Думаю, профессия учителя не очень популярна у нас в стране сегодня, в том числе и по вине самих учителей. Не все они достаточно проинформированы о возможностях самореализации в своей профессии. Тогда как сегодня есть множество грантов, которые помогают воплотить свои идеи и даже заработать деньги. Просто за этим нужно следить и постоянно самосовершенствоваться. Например, несколько лет назад победительница подобного конкурса отправилась в Канаду в качестве… сиделки! Для меня это не вариант вообще. И не потому, что у меня много работы здесь. Побывав во многих странах, я считаю, что в Украине все не так плохо. Например, награда за победу в «Учителе года» немаленькая — 250 тыс. грн.

— На что планируете потратить «премиальные»?

— На самообразование, путешествия и осуществление еще одной идеи — открытие в Запорожье кружка по робототехнике.

— Вы мечтали стать учителем с детства?

— Нет. Наоборот, я достаточно негативно воспринимал школу. Поэтому после ее окончания мечтал податься в бизнес, поступил на факультет «Экономика и право». Но уже на курсе третьем понял — не мое. Вопреки запретам родителей я сменил не только вуз, но и город: переехал из Днепра в Запорожье и поступил на факультет психологии.

— Так вы думали стать психологом?

— Поначалу да. А к учительству меня подтолкнул случай: подруге нужно было занести документы в одну из школ, а я просто остался во дворе ее ждать. И тут ко мне подошел ребенок и начал что-то объяснять на языке жестов. Честно признаюсь: до того дня я вообще не встречал таких людей. Этот мальчишка «зацепил» меня, и я захотел понять, чем живут эти люди. Вскоре устроился в эту школу на должность социального педагога. А через год работы уже был на выпускном паренька, с которым познакомился во дворе.

— Сложно было работать с такими необычными детьми?

— Пришлось учить язык жестов, заочно окончить вуз по сурдопедагогике. После него я уже мог работать воспитателем. В процессе общения с учениками я видел их заинтересованность разного рода гаджетами. Но дальше примитивных игр дети в освоении IT-технологий не продвигались. Тогда поступил на учителя информатики, на дневную форму обучения.

— А как вы успевали учиться и работать?

— Учеба была во вторую смену, а в школе я был с утра. Добился, чтобы администрация школы обновила компьютерный класс, и стал успешно работать с детьми в сфере освоения компьютерной грамотности.

— Как жена относится к вашей профессии?

— Мама в детстве заставила ее идти в педагогический вуз, и в итоге она его бросила. Мы решили, что учитель в доме должен быть один — я. Жена работает в индустрии красоты. И мы оба не прогадали!

Ученики научили позитивно мыслить
Александр Жук работает в школе для деток с дефектами речи и слуха, «солнечных» детей (с синдромом Дауна), ребят с нарушениями желудочно-кишечного тракта и ортопедическими проблемами. Есть и класс с абсолютно здоровыми детьми.

«За 9 лет работы в школе я не увидел большой разницы между обычными учениками и детьми с некими физическими отклонениями, — говорит Александр. — Вторым, может быть, чуть тяжелее объяснить материал, но тут приходит на помощь фантазия учителя в визуализации объясняемой темы. А дебоширы есть везде! Им я предлагаю провести какую-то игру, связанную с обучением. Еще пять лет назад за подобные вольности на уроке меня упрекали, а теперь даже советуются со мной! Сегодня мой график тренингов расписан на полгода вперед, и все это — благодаря моим ученикам. Они научили меня позитивно мыслить, критически относится к себе, не бояться говорить на публику. А жестовый язык без них я бы никогда досконально не освоил! Вообще жизнь штука интересная. Мы учились в такой системе координат, где учитель возвышался над учеником. Сейчас ученик с учителем — партнеры (не стоит путать с друзьями). Учитель должен уметь интересно построить урок, одеваться со вкусом, быть в соцсетях».