Электромобиль или гибрид: на чем выгоднее ездить по Украине

На гибриде можно проехать больше, а на электрокаре – дешевле
На гибридных авто стоит и двигатель внутреннего сгорания, и электродвигатель. Такой автомобиль создали для экономии горючего. По разным подсчетам, гибриды потребляют на 15-50% меньше топлива, чем машины исключительно на бензине и дизеле. Например, на малой скорости у автомобиля с ДВС наибольший расход горючего. У гибрида нет перерасхода – он набирает скорость и замедляется, переключаясь на электродвигатель. Но, в отличие от электрокара, водитель не рискует остаться посреди дороги с разряженным электромобилем

На чем больше ездят украинцы
На ввоз гибридных авто в Украине нет льгот, как на машины исключительно на электротяге. Если электромобили не облагаются НДС, акцизом, ввозной пошлиной, то все эти налоги надо заплатить при ввозе в страну всех остальных машин, и гибридов в том числе.

Тем не менее, машины с двигателем внутреннего сгорания и аккумулятором незначительно отстают от электромобилей. На декабрь 2018-го по украинским дорогам ездили 8781 гибрид и 10 186 электрокаров.

При этом в Украину ввозят преимущественно подержанные электромобили и новые гибриды.

«Сегмент электромобилей развивается за счет б/у импорта из США, а сегмент гибридов развивается за счет продаж новых машин. В обоих сегментах есть по одному бренду лидеру, с огромным отрывом опережающие по продажам всех конкурентов; причина по сути одна – гораздо более выгодное ценовое предложение. Несмотря на многочисленные налоговые льготы новые электрокары остаются очень дорогими и малоинтересными для масс-маркета. Инфраструктура для эксплуатации электрокаров в Украине развивается достаточно слабо», – отмечает Сергей Боровик, директор по маркетингу группы компаний «АИС».

В обоих случаях гибридов и электрокаров в Украине пока единицы. Их доля как в продажах, так и в рамках автопарка страны очень незначительная. Например, объем сделок на рынке б/у и новых легковых авто по итогу года составляет около 700 000 единиц, а размер парка страны около 10 млн. машин.

Гибриды дороже электрокаров
В ноябре 2018-го парламент принял новые ставки акцизов. Для электромобилей депутаты установили ставку 1 евро за 1кВт*ч емкости электродвигателя. А для гибридов – 100 евро за единицу.

Но еще есть ввозная пошлина и НДС. Для «зеленых» авто налоги обнулили вместе с акцизным сбором до конца 2022 года. А для гибридов они остались такими же, как и для машин с двигателем внутреннего сгорания: ввозная пошлина – 8-10% от стоимости автомобиля, НДС – 20%.

Например, в США новый Toyota Prius Prime 2018 года стоит 664 348 грн (23 500 долл). Когда он пересекает границу Украину, то за него надо заплатить еще 216 504 грн:

ввозная пошлина – 66 434 грн;
акцизный сбор – 3260 грн (100 евро);
НДС – 146 808 грн.
Получается, за растаможку надо заплатить 32,55% стоимости авто. Это без учета стоимости экспертиз и стоимости Удостоверения на право регистрации транспортного средства в органах ГАИ.

А чтобы ввезти новый Nissan Leaf, который стоит почти столько же (23 375 долл.), на таможне не надо платить ни копейки.

«Учитывая, что льготы на растаможку электромобилей продлены, можно считать, что 2018-й стал достойным стартом рынка электромобилей как такового, и далее следует ожидать еще больших темпов его роста. А вместе с этим — развития зарядной инфраструктуры, увеличения количества специализированных СТО, открытия новых автосалонов, расширения модельных рядов у дилеров именно электромобилями», – отметили на AUTO.RIA, портале, посвященному торговле авто.

На чем выгоднее ездить
«Электромобили обладают рядом преимуществ по сравнению с гибридами, одно из основных – это простота конструкции: мотор, батарея и трансмиссия. Во-вторых, батарея в электрокарах расположена ниже, соответственно, ниже и центр тяжести, и автомобиль лучше управляется. В-третьих, по сравнению с гибридами и автомобилями ДВС, размеры двигателя электрокаров более компактны и снижают риск травматичности при лобовом столкновении. Обслуживание электромобиля требует меньше времени и затрат: сроки проведения техобслуживания намного длиннее (свыше 20-30 тыс. км пробега), а само ТО сводится к замене только масла редуктора и фильтра салона. Система торможения устроена таким образом, что реже требует замены тормозных колодок, поскольку торможение происходит за счет рекуперации, коробки передач и двигателя», – отмечает Андрей Дашкевич, руководитель еще одного автопортала DOK.ua.

Что касается гибридов, они менее экономичны – как в обслуживании, так и эксплуатации. Техобслуживание у гибридов такое же, как у автомобилей с ДВС: замена масла, масляного фильтра, воздушного фильтра, более частая замена тормозных колодок. Вместе с тем, большой плюс гибридов в том, что можно не беспокоиться об ограниченности запаса хода батареи, используя при необходимости бензиновый двигатель.

Но как только в стране наберется критическая масса электрокаров, то и появление зарядок для них не заставит себя ждать. Если в 2017 году на территории Украины насчитывалось около 600 зарядных станций для электромобилей, то сейчас их уже более 1000, отмечают в Федерации работодателей автомобильной отрасли. В частности, только в Киеве их уже около 250. Правда, скоростные зарядные станции составляют лишь 10-15%. Для комфортного пользования электромобилем инфраструктура должна развиваться более быстрыми темпами, и по всей территории Украины, а не только в крупных городах.

Поэтому электромобили подойдут жителям больших городов с развитой электромобильной инфраструктурой. В другом случае водителю придется тщательно продумывать свой маршрут, по которому можно подзарядить авто. Однако, учитывая темпы роста электромобильного рынка в Украине, и при условии взвешенной правительственной политики, уже через несколько лет ездить на электромобиле может быть комфортно на всей территории Украины.

«Несмотря на все преимущества электромобиля, в Украине в данный момент предпочтительнее ездить на гибриде: все плюсы электрокаров перечеркиваются пока относительно низким запасом хода при отсутствии разветвленной сети зарядных станций», – добавил Андрей Дашкевич.