Измерение искривления замораживающих скважин

Основным недостатком замеров искривления скважин через замораживающую колонку является то, что замеряется уже пробуренная и обсаженная трубами скважина. При необходимости уменьшить искривление скважины следует демонтировать замораживающую колонку, заполнить скважину на определенную глубину тампонажным раствором и после его твердения, используя различные отклонители, попытаться пробурить скважину с меньшим искривлением, что не всегда оказывается возможным.

Учитывая это, а также большую трудоемкость указанных работ, на практике искривление таких скважин обычно не исправляют, а предпочитают (при невозможности использовать искривленную скважину для замораживания) пробуривать новые дополнительные скважины.

Известно более ста различных по принципу действия и устройству приборов для измерения искривления скважин.

Однако большинство из них не представляется возможным использовать для измерения искривлений замораживающих скважин вследствие низкой точности измерения зенитных и азимутальных углов, наличия магнитной стрелки, громоздкости, малой производительности и т. п. В нашей стране для съемки скважин применяют гирокомпасы проф. Мартинсена, «Наутик», инклинометр «Шахтер», фотоинклинометр И-560-Ф, дистанционный инклинометр И-447-Д и «Зенит».

Технические характеристики этих приборов. Все приборы рассчитаны на напряжение 220/380 в. Гирокомпас проф.

Мартинсена применяют в с 1928 г. В конце 40-х годов в этот прибор был внесен ряд конструктивных изменений, а сам прибор получил наименование «Наутик» (по названию фирмы-изготовителя). Гирокомпас «Наутик» состоит из двух частей: измерительной аппаратуры, опускаемой в скважину, и контрольно-измерительной и пусковой аппаратуры, находящейся на поверхности.

Основной частью измерительной аппаратуры является гиромотор 1 (скорость 21 000 об/мин), ориентирующий свою ось в направлении географического меридиана.

Гиромотор подвешен на подшипнике 2. Выше гиромотора расположен масляный сосуд, из которого насосом через отверстие шаровой пяты нагнетается масло.

При этом между сосудом и шаровой пятой образуется тонкая пленка, которая уменьшает трение при повороте оси гиромотора.