Модуль упругости бетона

К важнейшим свойствам дорожного бетона относятся также его деформативные свойства, характеризующие способность бетона деформироваться под действием нагрузки и изменений температурно-влажностных условий. Деформативные свойства бетона оцениваются значениями модуля упругости (деформации), коэффициента линейного температурного расширения, коэффициента Пуассона, которые наряду с прочностью бетона на растяжение при изгибе являются характеристиками бетона, используемыми при расчете бетонных покрытий и оснований. Модуль упругости бетона Е характеризует его способность деформироваться под действием временной нагрузки.

Строго говоря, это свойство бетона следует оценивать модулем деформации, учитывающим не только упругие, но и пластические деформации, так как бетон является упруго-пластичным материалом. Однако пластическая часть деформаций бетона проявляется только при длительном его загружении или при кратковременных значительных нагрузках (более 0,5 от разрушающих).

В связи с тем что бетонная плита работает главным образом в упругой стадии, подвергаясь действию кратковременных нагрузок, в качестве нормативной характеристики его упругих свойств используется модуль упругости в условиях растяжения при изгибе, определяемый при напряжениях, соответствующих 0,2 от разрушающих.

Модуль упругости бетона как конгломератного материала зависит в основном от упругих свойств заполнителей и цементного камня и их относительного содержания в бетоне. С увеличением количества вяжущего и его водоцементного фактора (т. е. при уменьшении его плотности), так же как при использовании менее плотных и более упругих заполнителей, модуль упругости дорожного бетона уменьшается.

Более прочные бетоны поэтому характеризуются более высокими значениями модуля упругости.

Песчаные бетоны, не имеющие в отличие от обычных бетонов жесткого каркаса из зерен крупного заполнителя и характеризующиеся более высоким относительным содержанием цементного камня, более деформативны.