Тампонажный раствор

Реже нагнетание раствора производится по ставу труб, смонтированному в стволе. Трубы — цельнотянутые, диаметром 50- 75 мм. Нижний конец труб соединяют с тампонажным отверстием высоконапорным шлангом.

Верхний конец трубы оборудуется воронкой, в которую заливают раствор.

Давление раствора контролируется по манометру, смонтированному около тампонажного отверстия в тюбинге, и регулируется количеством закачиваемого раствора. По окончании нагнетания раствора в одно отверстие, шланг отсоединяют, из става труб выпускают раствор, а став промывают.

Рецептура тампонажного раствора зависит от вида пород в месте тампонажа.

Опыты по применению бентонитовых растворов не закончены, и вопрос бентонизации должен быть дополнительно изучен. В стволах, пройденных на калийных месторождениях, для водоподавливания применяют битумизацию — нагнетание за крепь через шпуры нагретого битума с парафином.

Вопрос битумизации калийных стволов подробно изложен в технической литературе. Повреждение тюбинговой крепи.

Тюбинговая крепь отличается высокой грузонесущей способностью, однако в практике известны случаи ее повреждения.

Р. Г. Бахштрем обследовал 43 ствола с поврежденной тюбинговой крепью. Из них повреждения тюбингов произошли на 15 стволах под действием сдвижения горных пород (срез тюбингов); на 12 стволах от осевого сжатия (проседание пород); на 4 стволах от растягивающих усилий из-за подработки нижних горизонтов; на 11 стволах от радиальных сжимающих усилий, в том числе на 3 стволах при тампонаже; на 3 стволах в процессе проходки ствола с замораживанием пород; на 5 стволах от влияния очистных работ и только в одном стволе тюбинги повреждены из-за низкого качества их изготовления.

По мнению Р. Г. Бахштрема, важнейшими причинами повреждения тюбингов являются сдвижение пород и возникновение осевых сжимающих нагрузок. Повреждение крепи под действием радиальных сжимающих нагрузок чаще всего происходит при тампонаже и при проходке с замораживанием пород.