Замораживание пород до начала проходки

На глубине 237,1 м соорудили опорный башмак, возвели два кольца крепи из чугунных тюбингов и произвели проходку ствола до отметки 240,5 м. В незакрепленной части ствола предполагалось смонтировать передвижную металлическую опалубку. 5 декабря примерно в 23 ч один из проходчиков, производя замер расстояния между нижней кромкой крепи и породой забоя, установил, что для монтажа опалубки в юго-западной части ствола его нужно углубить на 5 см. После подработки забоя на 5 см был произведен повторный замер, который показал, что расстояние между нижней кромкой крепи и породой забоя сократилось на 10 см. Порода в забое продолжала пучить, и проходчики по спасательной лестнице поднялись на подвесной полок. Когда первый проходчик влезал на лестницу, расстояние от нижнего ее конца до забоя составляло 1,5 м, а когда на лестницу влез последний — десятый проходчик, расстояние между породой забоя и нижним концом лестницы уменьшилось до 0,5 м. По мере вспучивания породы в забое ствола образовались две диаметрально противоположные трещины, через которые в ствол поступала вода.

Через 40 мин ствол был затоплен на высоту 40 м. Динамический уровень воды в стволе (170 м) восстановился через сутки.

На высоту 7 м от забоя ствол был заполнен песком.

В момент прорыва воды замораживающая станция была остановлена, а через 8 ч произведена проверка замораживающих колонок на утечку путем опрессовки их насосом.

Проверкой было установлено повреждение замораживающей колонки № 23, через которую ушло 21 мъ рассола хлористого кальция. Причины прорыва воды те же, что и на грузовом стволе № 2, а именно: недостаточная прочность труб замораживающих колонок и повреждение их при пластической деформации ледопородного ограждения.

При повреждении колонки № 23 через нее вышел хлористый кальций, который, взаимодействуя с породой, размораживал ее, уменьшая грузонесущую способность ограждения из замороженных пород.

В образовавшееся «окно» прорвалась вода.